Фёдор Осипович Шехтель (7 августа 1859, Санкт-Петербург — 7 июля 1926, Москва)
Российский архитектор, самый знаменитый представитель русского модерна, прославившийся на весь мир благодаря созданным им неповторимым зданиям.
Его работы и сегодня являются визитной карточкой русского искусства и зодчества. Художник больших замыслов и гениального исполнения.
Большая часть его творений находится в Москве и охраняется государством как культурное наследие. После революции закончилась эпоха модерна в русской архитектуре. В 1918 году Шехтель был выселен из особняка, который построил для себя и своей семьи, и переселился в обыкновенную коммунальную квартиру.
За свою жизнь Шехтель реальзовал более ста проектов, мы перечислим только самые известные:
1. Особняк Морозовой (сейчас это дом приемов МИД РФ);
2. Особняк Степана Рябушинского, сейчас - музей Горького;
3. Ярославский вокзал;
4. Московский Художественный театр;
5. Церковь Николая Чудотворца; 6. Усадьба Локалова
7. Особняк А. И. Дерожинской (Резиденция посла Австралии)
8. Скоропечатня Левенсона
9. Пирамидальный мавзолей.
Интерьер и архитектура зданий Шехтеля представляют собой единое целое. Архитектор разрабатывал проекты далеко не только в стиле модерн, легко сочетал различные стили, переходя от одного к другому и удачно комбинируя их. Мастер много времени проводил, занимаясь созданием мебели и декоративных элементов интерьеров, что чувствуется во всех его произведениях.
1. Особняк Саввы Морозова
Удивительно, но факт: один из своих лучших проектов, дом Морозова, Шехтель проектировал и строил, не имея архитектурного образования. Савва Морозов имел особое чутьё на людей и умел видеть то, что сегодня мы называем «тренд». Морозов, выпускник Кембриджского университета, выбрал для особняка стиль английской неоготики, в оформлении же предоставил Шехтелю полную свободу и неограниченные возможности. Большой удачей можно назвать то, что Шехтель работал над оформлением вместе с Михаилом Врубелем. Шехтель с Врубелем тщательно проработали все детали интерьера, создав уникальную, неповторимую атмосферу. Особняк Морозова считается одним из прообразов дома булгаковской Маргариты. Интересный факт: в своём доме Морозов укрывал Баумана. На приёме, устроенном для московского генерала, революционер, представленный как «друг семьи», сидел за одним столом с «хозяином Москвы», в то время как его искала вся московская полиция.
2. Особняк Степана Рябушинского
Особняк Рябушинского – уникальное здание, настоящее произведение искусства. По желанию Рябушинского, который не хотел, чтобы фасад выходил на улицу, Шехтель вынес парадное крыльцо на красную линию, а сам особняк отодвинул вглубь и разбил небольшой сад. Как и во всех своих проектах, здесь Шехтель тщательно продумывал все детали. Интерьер дома поражает своей продуманной эклектичностью. Один из символов особняка Рябушинского – мраморная лестница, выполненная в форме волны, но и кроме неё здесь есть, на что посмотреть и чему восхититься. Поражают огромные окна второго этажа, рамы, выполненные наподобие цветов и деревьев и арки крыльца, похожие на рожки улиток, цветочные мотивы и волны – символ вечного движения в рисунке паркета холла и столовой. Сегодня в особняке Рябушинского находится дом-музей Горького, который жил здесь с 1931 года.
3. Ярославский вокзал
Глобальный проект Шехтеля – здание Ярославского вокзала. Ярославская железная дорога связывала Москву с Белым морем и северными губерниями, поэтому Шехтель избрал для своего проекта новорусский стиль, преломленный, конечно, архитектором в индивидуальной манере. В 1901 году Шехтель проектировал павильоны для международной выстави в Глазго, где он впервые занялся переработкой древнерусских мотивов в архитектуре. В проекте вокзала сложные архитектурные решения совмещены с необыкновенной простотой, вокзал напоминает северные погосты-тройники. Декоративная лепнина, керамические панно, выполненные в абрамцевской мастерской – всё это отражает гениальный замысел Шехтеля.
4. МХТ им. А. П. Чехова
Над проектом МХТ имени Чехова Шехтель работал безвозмездно. Финансировал работу Савва Морозов. Преданный ценитель театра, Шехтель, отложив все заказы, перестроил старое здание МХТ и выполнил внутреннюю художественную отделку. Биограф Шехтеля, Кириченко писал: «Близкая по своим устремлениям творчеству Шехтеля программа театра вдохновила его на создание одного из лучших своих произведений. Он создал в театре атмосферу серьезности, почтительного и благоговейного отношения к искусству, невольно подчиняющую себе зрителя. Все, от конфигурации и размеров помещений, цветовой гаммы до мебели» светильников и шрифта надписей, подчинено единой цели: созданию особого мира, интеллектуально и эмоционально насыщенного". Интересный факт: Шехтелю принадлежит идея оливкового занавеса со стилизованным мотивом волны и с серо-коричневой тканью панно, где на фоне волн летит чайка — та самая, которая осталась навсегда эмблемой МХТ.
5. Церковь Святителя Николая Чудотворца
В 1915 году Шехтель принимает православие и на следующий год создаёт своё лучшее, как он сам считал, творение – деревянную церковь Николая Чудотворца у Соломенной сторожки. Деньги на строительство шли из пожертвований, всего было собрано 3000 рублей. Строение было выполнено по одному из любимых Шехтелем мотиву – древнерусского Вологодского зодчества. Виртуозно исполнив историческое начало, Шехтель почти буквально воспроизвел формы и принципы деревянного зодчества прошлого. Постройка церкви заняла месяц. Такой краткий срок объясняется тем, что Шехтель отказался от тождества технологий и построил эту шатровую церковь по каркасной системе. В 1935 году храм был закрыт, шатёр и колокольня сломаны, потом здесь находилось общежитие, к 60-ых годам церковь была окончательно разрушена и снесена. На её месте было построен пятнадцатиэтажный дом для сотрудников милиции. В 1997 году храм был восстановлен, в 300 метрах от его прежнего места расположения.
6. Усадьба Локалова
Ещё одно шехтелевское творение в неорусском стиле – усадьба купца Локалова в селе Великое Ярославской области. Красивое, будто пряничное здание, с кокошниками и башенками, с массой элементов, характерных для древнерусского зодчества, со шпилем, украшенным затейливым флюгером. У этой усадьбы судьба непростая. С 40-ых годов XX века здесь расположен детский дом, первыми «поселенцами» стали ребятишки, привезенные из блокадного Ленинграда. Не смотря на то, что усадьба Локалова внесена в реестр памятников культуры, сегодня она находится в плачевном состоянии. Изразцовые печи и украшенные коваными дымниками трубы разрушены, бронзовые элементы оформления фасадной ограды и ворота были сняты и сданы в металлолом, сохранилась только сама кованая ограда и массивные столбы ворот. Двухэтажная пристройка кладовки разобрана. Вырублены сады на приусадебном участке. Ситуация, к сожалению, типична для нашего времени.
7. Особняк А. И. Дерожинской (Резиденция посла Австралии)
Дважды в год 18 апреля и 18 мая проходят дни исторического и культурного наследия. В эти дни открываются двери, закрытых для экскурсионного посещения в остальные дни, зданий посольств, расположенных в исторических особняках. Особняк А. И. Дерожинской — жилой дом в стиле модерн, построен в 1901—1904 годах по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. Один из ключевых памятников московского модерна и одна из самых известных построек архитектора Шехтеля.
Все творения архитектора Франца Адольфа (Федора) Шехтеля всегда отличаются собственным стилем, но особняк Дерожинской-Зиминой в Штатном (Кропоткинском) переулке выделяется даже среди лучших образцов московского модерна. У хозяйки дома было три замужества, из-за чего возникает некоторая путаница в названиях, но чаще всего его именуют особняком Дерожинской.
Для строительства семейного гнездышка Дерожинская обратилась к модному архитектору Францу Шехтелю. Он строил дом для ее бывших родственников Рябушинских, и Александра Ивановна хорошо знала его талант и деловые качества. В 1901 году она купила под снос старую дворянскую усадьбу в элитной части Москвы, в тихом переулке между Остоженкой и Пречистенкой. К 1903 году новый дом был готов.
Шехтель решал вопросы комплексно - и архитектурный проект, и отделка, и разработка интерьеров, мебели, светильников, предметов оформления и даже декор сада - всем занимался он лично. И все представляло большую художественную ценность. В 2009 году, когда Австралийское посольство, использовавшее особняк около пятидесяти лет, освободило его, двери архитектурного памятника ненадолго открыли для экскурсантов. Тогда были сделаны фотографии, по которым любители модерна ныне оценивают интерьеры особняка. Но дом лучше рассматривать тогда, когда он обитаем, когда на полках библиотеки стоят книги, на каминных полках - вазы с цветами, а на полу лежат ковры. Такие снимки можно найти на сайте Управления дипломатическим корпусом при МИД РФ (www/updk.ru).
8. Скоропечатня Левенсона
Ансамбль зданий по адресу Трехпрудный переулок, 9 в городе Москве был возведен в 1900 году по авторскому проекту архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Заказчиком выступило «Товарищество скоропечатни А.А. Левенсона».
Комплекс состоит из двух главных составляющих – административного здания, которое занимали редакция и издательство, и производственно-типографского корпуса.
Стоит сразу заметить, что главное здание скоропечатни Левенсона стало первой постройкой в модерновском стиле в городе.
Строение выполнено в сложной и оригинально исполненной пространственной компоновке объемов. Центральную часть украшает щипцовая двухскатная кровля, венчает которую решетка, на которой до революции имелась надпись «Т-во Скоропечатни Левенсонъ». Подобное орнаментальное обозначение принадлежности здания украшало фасад между вторым и третьим уровнями.
История типографии связана и с именем Марины Цветаевой, которая выпустила здесь, на свои личные сбережения, сборники «Волшебный фонарь» и «Вечерний альбом».
В новых цехах выпускали газету «Ежедневное либретто», принадлежавшую лично Левенсону. Выходила она только в театральный сезон и помимо новостей культуры, на ее страницах было много рекламы. Также здесь печатали детские иллюстрированные книжки, произведения известных авторов, а также альбомы с репродукцией картин Валентина Александровича Серова, Константина Алексеевича Коровина и многих других художников.
В 1917 году Александр Александрович Левенсон продает типографский комплекс Земгору, а уже к концу года производство национализировали большевики и открыли здесь 16-ю московскую государственную типографию, упраздненную в 1942 году.
Сегодня бывшая «Скоропечатня Левенсона» в Трехпрудном переулке, дом 9 превращена в очередной бизнес-центр.
9. Пирамидальный мавзолей
Самым резонансным неосуществившимся проектом Шехтеля стал проект мавзолея Ленина. Шехтель предлагал построить мавзолей, стилизованный под пирамиду. Это было не похоже на стиль архитектора. Обращение к архаике, возможно, было вызвано пониманием монументальности заказа, но уместность пирамиды на Красной площади - вопрос спорный. Однако надо признать, что Шехтель, в некоем отношении, заглянул в будущее. Пирамида в Лувре, построенная в конце 80-ых годов, по своему контрасту со зданием музея напоминает о проекте Шехтеля.
https://cont.ws/@id44562772/1116541