Но напомним сперва, что произошло.
Возвращавшийся с учений НАТО «Единый трезубец» (Trident Juncture) норвежский фрегат УРО Helge Ingstad типа Fridtjof Nansen столкнулся во фьорде с нефтяным танкером Sola TS, шедшим под флагом Мальты, 8 ноября в 4 часа 3 минуты утра. Фрегат входил в бухту, танкер выходил из нефтяного терминала Стуре.
В результате столкновения фрегат получил громадную дыру по правому борту, через которую стала поступать вода. Борт был изуродован до такой степени, что заплату поставить не удалось, и единственным выходом оставалось дотянуть корабль до берега. Что портовые буксиры и сделали, подтянув фрегат к отмели. Где он в итоге всё равно и затонул, несмотря на все усилия по его спасению.
Как, оказывается, происходило дело, согласно сообщениям норвежских СМИ. Во-первых, фрегат заходил в акваторию при отключённом транспондере, то есть не подавал данные о себе для международной Системы автоматической идентификации судов AIS. Военный. Секретный. Свирепый.
Во-вторых, на фрегате затеяли, как оказалось, какие-то навигационные учения. Да, на входе в достаточно узкую губу, традиционно на севере разделяемую и военным, и гражданским сектором. Примерно как у нас в Мурманске. Где, правда, гражданские капитаны и пароходство вообще кряхтят из-за того, что военные имеют приоритет и часто стопят гражданский «трафик» во время прохода-проводки своих кораблей.
Таким образом, норвежский фрегат, занятой учениями, коими его натовские командиры, видно, не полностью загрузили, а потому и не утомили, идёт себе напересечку курса сразу нескольких гражданских судов.
В 03:43 от нефтяного терминала Стуре отвалил и пошёл себе на выход – и фрегату навстречу – танкер Sola TS с 650 000 баррелей сырой нефти на борту. Впереди танкера также на выход шло грузопассажирское судно Silver Firda, а справа – ещё одно грузовое судно Vestbris под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины.
То есть густо пошли. И все – на бедный фрегат! Но, в отличие от бедняги, все они передавали сигналы на идентификационную систему AIS, несли положенные навигационные огни и потому не представляли опасности ни для себя, ни для других.
Заходящий на базу Хаконсверн фрегат Helge Ingstad шёл им всем навстречу, косо перерезая курс слева направо. Шёл практически невидимый, ибо и на радарах в силу своей стелс-защиты не отражался. Но в конце концов на танкере его увидели, но на запрос берега тот им ответил, что понятия не имеет, кто это чёрным облаком гуляет по акватории. К тому же на 17 узлах скорости.
Фрегат, похоже, мог столкнуться и с Silver Firda, но судно успело оставить его за кормой. С тем большим эффектом Helge Ingstad обрезал нос нефтяному танкеру, который, при его массе, быстро затормозить не мог – вода не асфальт. И в итоге получилось классическое ДТП на перекрёстке, где один проскакивает на красный, а тот, кто едет на зелёный, не успевает затормозить и влипает авантюристу в заднюю правую дверь. В дорожной аварии машины просто разбросало бы, но на воде всё происходит медленнее, хотя и с гораздо большей инерцией. Так что на танкере успели даже поговорить с военными. Попросили их принять в сторону, но, как сообщается в прессе, вахтенный офицер фрегата… отказался это сделать. Потому что, мол, корабль может оказаться слишком близко к берегу. И вообще, всё у них под контролем.
Так и беседовали вплоть до столкновения…
https://news-front.info/2018/11/14/gibel-fregata-helge-ingstad-neprofessionalizm-na-fone-naglosti/
Норвежцы наварили 9 креплений и привязали затонувший фрегат "Хельге Ингстад" к берегу, чтобы он не сползал на глубину, но за последние сутки он продолжил набирать воду, в результате чего большая часть кормы скрылась под водой.
Мин.обороны Норвегии уже заявило, что вытаскивать его на берег нет возможности, тем более, что пока даже не приступил к сбору дизельного топлива, которое просачивается из корпуса в море.
Пока что решается задача предотвращения окончательного затопления фрегата, но норвежцы опасаются, что если в районе разразится шторм, то природа добьет злополучный фрегат.
Тем не менее, сроки возможного спрямления корабля и его буксировки в Хааконсверн уже пришлось сдвинуть ввиду того, что внутренние повреждения корпуса оказались сильнее, чем сообщали первоначальные оценки.
Ряд экспертов близких к норвежскому министерству обороны высказывают сомнения в том, что этот фрегат в будущем сможет вернутся в строй как ввиду полученных повреждений, так и по причинам экономической нецелесообразности его восстановления, мол проще поднять, утилизировать и заказать новый фрегат. Тем не менее, военные привлекли компанию Boa Menagment из Трондхейма, которая должна поднять и перетащить фрегат в Хааконсверн, с общим посылом - сначала поднимем, а там посмотрим - будем его восстанавливать или нет.
Стоит также отметить, что вчера была обнародована запись переговоров между "Хельге Ингстад" и танкером "Сола", где ясно видно, что на танкере осознавали угрозу столкновения и несколько раз по этому поводу связались с фрегатом, но тот проявил завидную неадекватность и никаких мер по уклонению от столкновения не предпринял.
https://cont.ws/@colonel-cassad/1124458