Назначение налогов
Налоги, взимаемые с граждан, являются источником для финансирования деятельности государства. Оплата труда государственных тружеников и покупка продукта труда у самостоятельных тружеников.
От способа взимания налогов зависит степень эффективности экономических отношений, благосостояние всех граждан. Соблюдение гражданских прав и свобод.
Принципы налогообложения
Защитить налогоплательщика.
Нельзя допускать насильственный контроль над деятельностью граждан. Необходимо взимать налоги так, чтобы:
- Не отнимать у человека тайность личной жизни.
- Не делать человека уязвимым от преступников.
- Не отнимать у человека свободу.
Сохранить трудовую инициативу.
Необходимо отказаться от способов взимания налогов в бюджет, которые парализуют трудовую активность человека:
- Не отнимать стимулы работать много.
- Не отнимать стимулы работать продуктивно.
Минимальные издержки для общества.
Труд человека – ресурс, который надо экономить. Ресурс, который является главной причиной высокого уровня жизни и высокого благосостояния народа.
- Необходимо так организовать механизм взимания налогов, чтобы его осуществляло минимальное число людей (государственных тружеников).
- Необходимо отказаться от способов взимания налогов, требующих больших ресурсов по слежению за налогоплательщиками и ведению отчётности.
- Не отнимать у человека труд, связанный с процессом платежа налога.
Не допустить злоупотреблений чиновников.
Надо так организовать механизм взимания налогов, чтобы исключить произвол чиновника.
Чиновник, руководствуясь корыстью и пользуясь предоставленной властью, пытается перераспределить налоговый поток на себя. Чтобы заинтересовать, предлагает налогоплательщику, совместно, украсть деньги, предназначенные государственному бюджету. Поделить между собой. Это выгодно нечестному чиновнику и нечестному налогоплательщику. Не выгодно – государству и всему народу. Государственные программы не из чего финансировать, значит, общие интересы граждан нарушаются. Налоги недополучены, значит, на кого-то налоговое бремя будет увеличено. Недоплативший налоги предприниматель, получит нечестное конкурентное преимущество, снизит цену. Что приведёт к снижению зарплат труженикам у конкурентов. Цепочка негативных последствий.
Нельзя использовать штрафы как источник пополнения бюджета. Штраф – форма наказания за нарушение закона. Нарушать закон нельзя, в принципе. Закон принят для защиты интересов всех граждан. Если использовать штрафы, для пополнения бюджета, то у чиновников возникнет мотив для создания таких законов, которые нельзя не нарушить. Это приведёт к произволу заинтересованных чиновников. Приведёт к обеднению людей. К ненормальной нравственной атмосфере взаимоотношений между людьми в государстве. Возникнет паразитная государственная структура, обедняющая народ. Альтернативная власть. Свобода людей подвергнется насилию и ограничению. Уровень благосостояния снизится.
Метод взимания налога с граждан государства
Каждый человек должен где-то жить. Если взимать арендную плату за землю под жильём, это будет самый приемлемый, для целей, способ налогообложения.
Арендная плата за землю под жильём имеет стратегическое значение для экономики государства:
- Вынуждает граждан рационально расходовать ресурсы государства. Каждый пользуется таким количеством земли, за которое способен платить. Никто не заинтересован «захватывать» «ничейные» земли впрок, так как плата за них обедняет владельца.
- Каждый пользователь земли должен создавать нечто ценное для продажи, чтобы получить деньги для арендной платы за землю. Такой механизм не позволяет обществу развалиться на независимые от государства организованные структуры, самодостаточные, не приносящие пользы государству.
Величина арендной платы должна быть строго регламентирована. Не давать чиновнику возможности злоупотреблять властью.
Конструктивные источники сбора налогов
Бюджет государства не должен быть дефицитным. Это ведёт к инфляции со всеми негативными последствиями для экономики и граждан. Поэтому, нужны такие способы взимать налоги, чтобы собирать точно необходимую сумму. Нужен совершенный механизм сбора денег. Универсальный. Управляемый. Справедливый. Не насильственный. Не дорогой.
1. Процент от «тающих» денег.
Деньги «тают» на расчётных счетах всех пользователей. Деньги «тают» на кредитных счетах всех пользователей. Величина взимаемого процента с расчётных и кредитных счетов управляется государственным чиновником в соответствии с возможностями и потребностями экономики страны, в каждый момент времени. Все, получаемые таким образом деньги, составляют часть бюджета государства. Этот вид налога – налог за пользование денежным инструментом.
Часть налога идёт на финансирование самого финансового инструмента. Это центральный компьютер государственного банка, вся сеть приёмно-передающих средств. Оплата труда людей, работающих в этой сфере. Величина поступлений этого налога не должна зависеть от воли чиновников, собирающих налоги. Если потребности экономики будут таковы, что необходимо сделать величину, взимаемого со счетов процента, равной нулю, то на финансирование денежного инструмента необходимо выделять деньги из бюджета, собранные другим путём. Функция управления экономикой важнее, чем функция сбора налога.
2. Природные ресурсы.
Государство должно быть собственником всех природных ресурсов страны. Все граждане страны пользуются ресурсами двумя способами: беря их в аренду у государства или покупая.
Брать в аренду можно те ресурсы, которые не изымаются при пользовании. Например, земля для сельскохозяйственных целей. Территория для производственных целей. Территория для торговых целей. Территория для жилья (дом, усадьба, населённый пункт, город). Территория для автомобильной, железной дороги, для путепровода. Аренда ресурсов является самым существенным источником бюджета для стран, не имеющих изымаемых ресурсов.
Покупать можно те ресурсы, которые изымаются и потребляются. Например: нефть, газ, уголь, минералы, вода (в том числе питьевая). А так же живые, например морепродукты. Стоимость этих ресурсов складывается из стоимости их добычи и собственной стоимости природного ресурса, уплачиваемой государству. Стоимость природного ресурса может составлять существенную часть государственного бюджета для стран, где такой ресурс есть.
3. Разрешение деятельности.
Государство является собственником прав. Для того чтобы в стране не было правового хаоса среди предпринимателей, приводящего либо к дикой конкуренции, либо к дикой монополии, государство должно разрешать деятельность. Для этого любой человек запрашивает разрешение на вид деятельности. Государство даёт это разрешение в соответствии с квотами. Это источник государственного бюджета. Он наиболее подвержен произволу чиновника. Поэтому должен быть защищён регламентом. За нарушение регламента чиновник строго наказывается и увольняется из государственных органов, навсегда.
Способы восполнения перерасхода бюджета
Если денег государственного бюджета не хватает для ведения государственной деятельности, можно использовать временные меры для восполнения недостающих бюджету средств.
Конструктивный.
Можно выпустить денег на необходимую сумму, сверх планируемых сборов налогов и потратить для удовлетворения потребностей государства. Это краткосрочная мера. Потом лишнюю сумму надо изъять из обращения (из поступивших налогов), иначе деньги обесценятся. Эта мера не задевает прав граждан, но может послужить поводом для потери деньгами своей стоимости. Пользоваться надо с осторожностью. Чтобы собрать нужную сумму денег надо либо сократить государственные расходы, либо увеличить налоговое бремя на тружеников.
Современные правители решают проблему дефицита бюджета путём печати новых денег и траты на нужды государства. Налоговое бремя не увеличивают, боясь потерять политическую власть. Расходы государства не уменьшают, не желая воровать меньше. Лишние деньги никогда не изымаются из обращения налоговыми поступлениями. Поэтому накапливаются и служат источником для роста цен. Деньги обесцениваются. Граждане теряют сбережения. Экономика подвержена кризисам.
Допустимый.
Государство может потреблять сверх своего бюджета за счёт средств граждан на сохраняющих счетах. Это временный источник. Деньги надо впоследствии вернуть. Иначе появятся деньги не обеспеченные товаром, а это обесценит деньги.
Потребление государством денег с сохраняющих счетов сократит объём денег для инвестиций, что снизит темпы развития экономики.
По сути, этот метод аналогичен государственному займу денег у населения. Государство тратит занятые деньги на самих же граждан. Поэтому такой способ финансирования перерасхода бюджета – не конструктивен. Им не должно пользоваться государство.
Не допустимые способы.
1. Отобрать деньги на сохраняющих счетах у граждан. Отказаться признавать за собой этот долг. Способ решит финансовую проблему, сохранит стоимость денег, но нарушит интересы граждан и доверие к денежной системе. Граждане утратят мотивацию к труду, станут сохранять деньги в предметах роскоши. Сократятся деньги для инвестиций, замедлится рост экономики.
2. Продать часть государственной собственности. Вырученные деньги потратить на государственные нужды. Эта мера произведёт краткосрочный эффект. Деньги закончатся. Собственность закончится. Затем придётся отбирать собственность обратно. Это бандитизм. Возникнет нестабильность правовой и, как следствие, экономической базы государства. Подобная деятельность со стороны правителя и чиновников государства не допустима.
В недопустимых способах восполнения перерасхода бюджета, проблема недостатка денег решается временно. Дефицит бюджета остаётся и накапливается.