Что то давно ничего не было про сланцевую революцию и американских сланцевиков. Помните, сначала была как бы революция и многие очень радовались. Кто то радовался тому, что США будет еще лучше, а кто то радовался тому, что России будет еще хуже.
Потом цены на нефть резко упали и сланцевики что то приуныли. Приуныли, но держались. И вот опять поперло. В середине этого года США вышли на уровень добычи в 11 млн баррелей в сутки. Достичь такого показателя удалось исключительно благодаря активности производителей сланцевой нефти: сейчас они добывают порядка 6,2 млн баррелей "черного золота".
Круто? Круто, но не совсем...
Казалось бы, столь большие объемы должны приносить огромные доходы, но, к величайшему разочарованию инвесторов, этого не происходит. По оценкам The Wall Street Journal, совокупный убыток 50 компаний, занятых в добыче сланцевой нефти на территории страны, превысил 2 млрд долларов в одном только II квартале 2018-го.
В прибыль сланцевикам не дает выйти катастрофическая закредитованность. По данным Федерального агентства энергетической информации США, только на обслуживание долгов компаний, занятых в индустрии, ежедневно уходит стоимость 1,5 млн баррелей, а это четверть всей добываемой сланцевой нефти.
С общим долгом ситуация еще интереснее: чтобы его погасить, необходимо произвести в общей сложности 9 млрд баррелей нефти. Это почти столько же, сколько сланцевики извлекли из недр за все время существования отрасли (около 10 млрд баррелей). В абсолютных величинах долги достигают 300 млрд долларов. Это как весь внешний долг Греции.
Помимо высоких затрат на обслуживание долгов, выйти в прибыль мешают постоянно растущие затраты на модернизацию буровых установок. Логично было бы финансировать ее из доходов компаний, но вместо этого представители отрасли предпочитают выпускать все новые акции, накачивая и без того раздутый биржевой пузырь.
Например, один из ключевых игроков на рынке сланцевой нефти Pioneer Resources с 2011-го по 2016 год выпустил акций на 5,4 млрд долларов. Почти на ту же сумму разместила ценные бумаги на бирже и Continental Resources, несмотря на постоянные убытки.
Таким образом, производители сланцевой нефти легко могут превратить любой биржевой кризис в энергетический. Если инвесторы начнут массово избавляться от акций, сланцевая добыча рухнет, из-за чего общий объем производства "черного золота" в США сократится на 56%.
Примечательно и то, что в сланцевой индустрии между ростом капитальных затрат и увеличением добычи нет прямой связи. В некоторых случаях ситуация обратная: та же Pioneer Resources во второй половине 2017-го затратила 1,36 млрд долларов, добывая более 30 тыс баррелей в день, а в первой половине текущего года израсходовала 1,7 млрд долларов, производя втрое меньше.
В американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) считают, что запасы нефти в трех самых крупных сланцевых формациях — Permian, Eagle Ford и Bakken — могут оказаться гораздо меньше, чем ожидалось: всего 13,8 млрд баррелей. Следовательно, расплатившись с долгами добычей вышеупомянутых 9 млрд баррелей, сланцевые компании будут располагать для извлечения прибыли запасами только в 4,8 млрд баррелей. Этого хватит лишь на два года.
Кроме того, сама по себе сланцевая нефть относится к легким сортам с низкой плотностью и малым содержанием серы. Она идеальна для бензина, однако ни дизельное, ни авиационное топливо из легкой нефти не получишь. Однако в ближайшие годы наиболее востребованными в США будут именно авиационное и судовое топливо, а спрос на бензин продолжит сокращаться из-за увеличения числа электромобилей и повышения энергоэффективности бензиновых двигателей.
Более того, все растущие объемы легкой нефти просто негде перерабатывать. При этом, по заверениям представителей американской сланцевой индустрии, в предстоящие пять лет они готовы увеличить добычу более чем на 4 млн миллиона баррелей в сутки. Но для переработки придется закупать специальное оборудование, предназначенное для легкой нефти. Эти затраты включат в себестоимость сланцевого топлива, что еще больше снизит рентабельность отрасли.
Переизбыток легкой сланцевой нефти неминуемо скажется и на ее цене. Уже сейчас сырье бассейна Bakken (Северная Дакота) котируется на биржах на пять-шесть долларов дешевле, чем эталон WTI. Этот разрыв будет расти, не позволяя сланцевым компаниям выйти на пристойные показатели рентабельности.
Правда, из данной ситуации есть выход – отправлять легкую нефть на экспорт, наращивая импорт тяжелой. В этом случае переоборудовать американские НПЗ не потребуется, но тогда США может навсегда забыть о мечте стать нетто-экспортером "черного золота".
https://masterok.livejournal.com/4884157.html#cutid1