У большинства людей, день начинается и заканчивается вместе с тюбиком пасты в руках. Так как многие чистят зубы утром и вечером перед сном. И казалось бы, так всё обыденно, как будто эти тюбики всегда были, и никто их не придумывал.
Но только в 19 веке, тюбики для краски, зубной пасты и других наполнителей, появились на свет.
И тут мы должны быть благодарны, людям искусства – художникам.
Зубную пасту, косметические средства, краски и даже еду для космонавтов — сейчас в алюминиевый тюбик пакуют самые разные продукты. Но этому изобретению чуть больше 150 лет. Например, Клод Моне и Огюст Ренуар родились в 1840 году.
Различные источники называют разные даты и имена изобретателей весьма распространенной сегодня упаковки — тюбиков. Но все они сходятся в одном — в 1841 г. американский ученый и художник Джон Рэнд запатентовал изобретенные им оловянные тюбики для скоропортящихся красок. Правда, это были скорее оловянные трубочки, чем те тюбики, к которым мы все привыкли. Оловянные тубы, завернутые с одного края и закручивающееся колпачком — с другого.
Поначалу эта туба была сказочно дорогой, потом ее начали изготавливать из свинца — и она стала фантастически вредной. До первого алюминиевого тюбика пройдет еще не одно десятилетие, но художников ни цена, ни токсичность совершенно не волнуют — в их руках оказалось настоящее сокровище.
Но именно этим первым тюбикам мы обязаны развитием целого художественного направления — с их появлением обогатилась цветовая палитра, упростилось использование красок, художники получили возможность «выйти на пленэр». Благодаря изобретению тюбиков были созданы многочисленные новые краски и открыты новые цвета (например, синий кобальт, заменивший ультрамарин), что принесло в общей сложности более 90 тонов. Эти свежие, привлекательные цвета обусловили расцвет импрессионизма.
До изобретения тюбика художники упаковывали готовые смешанные краски в свиные мочевые пузыри и завязывали их узелком. Потом протыкали пузырь иглой, чтобы немного краски выдавить на палитру, а образовавшееся отверстие затыкали гвоздем. В пузыре краска тоже сама собой не появлялась. Чтобы получить ее, минеральный пигмент растирали камнем на каменной плите, нанимали для этого подмастерьев или совсем уж в цивилизованных местах планеты — покупали готовый порошок в художественных лавках. При этом художник точно знал, кто и как долго трудился, чтобы растереть для него этот порошок.
К сожалению, изобретение тюбика, денег Джону не принес и умер он в бедности. Надгробие могилы Джона было с соответствующим изображением и высеченной надписью: «Изобретатель художественного тюбика с краской».
Тюбик не только избавил живописца от тяжелого физического труда, но и позволил таскать краски за собой куда вздумается. Тюбик с краской сделал возможным пленэр.
Кто первым придумал носить с собой по полям и лесам еще и мольберт, доподлинно не известно. Но это изобретение скорее всего подтянулось за мобильными красками как самое насущное. До того, как художников потянуло взобраться на скалу над морем или в лютый мороз писать ледоход на реке, их предшественники предпочитали теплую мастерскую — и необходимости таскать мольберт с места на место у них в общем-то не было.
А если бы эта безумная мысль кому-то и пришла в голову, пришлось бы привлечь к этому несколько сильных помощников — в одиночку сдвинуть студийный мольберт с места, а уж тем более вынести на улицу в поисках нужного мотива, было совершенно нереально. Новый мольберт складывался в небольшой чемоданчик и в качестве ручной клади перевозился на поезде, в лодке или в крайнем случае в тележке — до ближайшего поля или озера.
Следующим этапом в истории тюбиков стало изобретение в 1850 г. доктором-дантистом Вашингтоном В. Шеффилдом из Нью-Лондона зубной пасты. До этого момента зубы чистили зубным порошком, который продавали в небольших бумажных пакетиках. Доктор Шеффилд стал первым использовать в качестве упаковки для зубной пасты прообраз современного тюбика. Доктор и подумать не мог, что его детище станет одним из самых актуальных предметов человеческого бытия. Однако Шеффилд не был бизнесменом и не догадался вовремя запатентовать свое изобретение. Поэтому тот самый, всем известный Колгейт перенял практику упаковки в тубы всевозможных мазей и кремов, а также стал обладателем прав на ноу-хау. Мистер Колгейт стал производить зубные пасты в тюбиках по собственной технологии, благодаря чему и тюбик, и паста получили всеобщее признание в Америке и Европе.
Итак, следующая дата в нашей истории — 1890 г., в котором Colgate-Palmolive впервые в мире выпускает зубную пасту в тюбиках современного типа.
Постепенно олово и свинец, из которых делались первые тубы, заменили на алюминий, а позже — на пластик. Однако по форме тюбик остался верен своим американским предкам. Он даже стал мерой исчисления в статистике, согласно которой за год один человек использует 8 — 10 тюбиков зубной пасты 75 или 100.
А в Европе в последнее время даже появился новый вид коллекционирования: стало модно собирать тюбики из-под зубной пасты. Новые коллекционеры называются туботелистами. Однако не все тюбики годятся для коллекций — сжатые и поломанные не котируются. Особую ценность имеют самые первые тюбики начала ХХ века. Однако есть уникальные экземпляры и среди современных тюбиков. Например, из-под зубной пасты Aquafresh с надписью «toth paste». В надписи отсутствует одна буква «о». Цена такого тюбика у туботелистов поднялась до 2 тыс. долларов США.
В нашей стране тюбики широко начали использовать только в 50-е годы XX века — для упаковки зубной пасты.
В дальнейшем, на заре освоения космоса, все, что было с ним связано, окутывалось романтической дымкой. Мечтой любого советского ребенка было получить свой обед в тюбике, «как у космонавтов».
Первые тубы (тюбики большого размера) для упаковки продуктов питания космонавтов производили в Эстонии (!). На одном из химкомбинатов к 1964 г. было налажено производство алюминиевых туб в соответствии с местным (республиканским) стандартом. Производство не было изначально специализированным, «космическим». Здесь по методу горячего разлива упаковывали в тубы разнообразные ягодные желе, и эти продукты поступали в свободную продажу на территории Эстонии. Именно эти тубы закупал ВНИИ Пищеконцентратов для упаковки питания космонавтов. Но тубы эстонского производства имели маленькое выходное отверстие (6 мм) и были удобны только для продуктов пастообразной консистенции, а для упаковки первых и вторых блюд, предусмотренных в меню космонавтов, уже не подходили.
В 1970 г. были разработаны новый республиканский стандарт Молдавии и технология производства туб для «спец. потребителя». Документ определял необходимые условия по производству специальных туб. Теперь диаметр выходного отверстия тубы составлял 8 мм. Производство туб по новым ТУ освоил Тираспольский завод металлолитографии. Это предприятие выпускало тубы для космоса вплоть до 1985 г. В период перестройки у завода возникли проблемы с приобретением алюминия, и предприятие вынуждено было отказаться от такого серьезного производства.
Тогда правительство поручило парфюмерно-косметической фабрике «Свобода» взять на себя производство туб для космоса. Здесь и раньше выпускали тубы для упаковки собственной продукции, но они, например, не покрывались изнутри консервным лаком, а выходное отверстие тубы не имело защитной мембраны — для упаковки косметической и парфюмерной продукции этого не требовалось. Поэтому в связи со специальным заказом на фабрике были вынуждены переоборудовать одну из линий изготовления туб и закупить необходимые узлы для ее усовершенствования.
Вслед за москвичами тубное производство освоили в Казани. Несмотря на то что выполнение всех технических условий оказалось для этого предприятия очень сложным (были проблемы с нанесением внутреннего лакового покрытия и качеством внешнего эмалевого слоя), изготовление туб было налажено, и сейчас их используют для упаковки соков и сладких блюд.
Каких результатов достигли тюбики или тубы за время своего существования? Разнообразные технологические и оформительские решения не укладываются в рамки одной статьи. Тубы можно разукрасить всеми цветами радуги или сделать прозрачными. Горлышко тубы может быть коротким, длинным, сужающимся, круглым, щелевым, в форме звездочки, иметь вставку — шарик (как у шариковых дезодорантов). Крышка тубы может быть с аппликатором — губкой, устройством дозирования, распылителем, помпой. Колпачок можно скомбинировать с косметическим карандашом или щеточкой для ресниц. И это далеко не все варианты оформления тюбиков. В общем можно сказать, что современная туба заняла одно из ведущих мест в упаковке пастообразных вообще, и прежде всего в упаковке косметических продуктов.
Отметим также, что сегодняшний лидер на этом рынке — пластиковая (экструзионная и коэкструзионная) туба. Следующее место занимает ламинатная туба — наиболее молодой и быстро развивающийся вид туб.
Подводя итоги, хочется отметить, что сегодня во всем мире широко применяют тубы металлические, полимерные и изготовленные из комбинированных многослойных материалов (ламинатов). Объем наполнения от 4 до 500 мл, наружный диаметр корпуса от 10 до 60 мм и длина от 35 до 300 мм. Конструктивный материал современных туб обладает хорошими барьерными свойствами, инертен к продукции, заключенной внутри, обеспечивает прочность и герметичность корпуса, надежно удерживает покрытия и декоративное полиграфическое оформление тубы. Преимуществами упаковки в тубы пользуются и в фармацевтической, и в косметической, и в химической промышленности, все большее распространение упаковка в тубы получает и в пищевой промышленности.
https://masterok.livejournal.com/4824228.html