На карту нанесены проекты развития с прямыми инвестициями Китая. Не трудно заметить уже отмечавшийся ранее интерес Китая к Африке, что вызывает возрастающее беспокойство в Вашингтоне. Также можно отметить характерный пояс протянувшийся от Алжира через Ливию, Египет, Сирию и Ирак, где китайские инвестиции практически отсутствуют. Один из характерных маркеров указывающих на не афишируемые цели Арабской весны по блокированию китайской экономической экспансии путем создания пояса нестабильности. Китай в свою очередь сейчас активно прорабатывает реализацию инфраструктурных проектов в Ираке, Сирии и Турции, рассчитывая на то, что относительная стабилизация после завершения основной фазы войн в Ираке и Сирии позволит реализовать на территории этих государств элементы "Нового шелкового пути".
Китай сделал тонну строительства в развивающемся мире.
За последние два десятилетия он финансировал и строил мосты, больницы, дороги, железные дороги, аэропорты и морские порты - много миллиардов долларов и рассчитывал. «Китай недавно стал крупным финансистом экономической инфраструктуры», согласно новому докладу AidData, исследовательской лаборатории по финансированию развития, основанной в колледже Уильяма и Мэри.
Это звучит неплохо. Но есть скептики.
Эксперты в области развития и западные политики подняли много вопросов: какова цель Китая в построении всего этого? Являются ли эти проекты хорошо построенными? И действительно ли они полезны?
Теперь команда AidData в колледже Уильяма и Мэри использует ночные огни, чтобы пролить свет на этот последний вопрос.
В последние годы Китай очень четко объяснил свои амбиции по расширению торговли и влияния через инфраструктуру и инвестиции в другие страны. Они называют это «Инициатива по поясу и дороге». Но почти все остальное о стратегии развития Китая - его расходах, проектах и проектах - официально является государственной тайной.
Этот саван секретности укрепил популярное повествование о том, что Китай является «донором-изгоем», который изливает деньги в не демократические правительства для содействия росту китайцев и доступа к природным ресурсам. Скептики говорят, что китайские проекты малопригодны для стран, часто в Африке, где они построены. Политики описали некоторые из них как проекты «белого слона». Они указывают на морские порты, мосты и другие проекты, которые дорого стоят на строительство, но на самом деле они не очень полезны.
Это также не помогает в том, что было много сообщений о дрянной конструкции: дорога в Замбии смылась во время сезона дождей 2009 года. Мост в Кении рухнул во время строительства в 2017 году. А госпиталь в Анголе был эвакуирован через несколько месяцев после открытия в 2010 году, опасаясь, что он рухнет.
Специалисты по развитию говорят, что эти данные касаются, но некоторые лидеры стран-получателей все еще предпочитают работать с Китаем. Их аргумент состоит в том, что Китай является «универсальным магазином», а не только финансирует проекты, но и строит их. Часто дешевле и быстрее работать с Китаем, чем с традиционными донорами, такими как Всемирный банк, и в нем задействовано меньшее количество строк, таких как требования к приватизации проекта после его создания.
И теперь есть еще один момент в пользу Китая. Новые исследования показывают, что инфраструктурные проекты Китая могут быть более эффективными в сокращении неравенства в развивающихся странах, чем во многих западных программах.
«Возможно, было бы анекдотически верно, что данный проект был белым слоном, но он не является систематически истинным», - говорит Брэдли Паркс, один из авторов исследования и исполнительный директор AidData.
Паркс говорит, что, согласно исследованиям его команды, между Китаем и экономическим ростом существует сильная корреляция в странах, где они построены. Он также говорит, что финансируемая Китаем «соединительная инфраструктура» - вещи, которые соединяют людей с одного места на другое, такие как дороги, мосты, железные дороги и порты - распределяют экономический рост в сельской местности более равномерно, чем традиционные западные программы развития. Это потому, что Китай выступает за проекты, которые соединяют людей и бизнес из сельских, отдаленных внутренних районов в более крупные прибрежные города, где есть больше экономических возможностей.
Команда AidData пришла к такому выводу после выявления и поиска более 4 400 китайских проектов развития, реализованных в 138 странах в период с 2000 по 2014 год. Они сделали это с использованием онлайн-источников, таких как новостные статьи, веб-сайты китайских посольств и полевые исследования от ученых и неправительственных организаций.
«У китайского правительства нет центрального набора данных, который они разделяют, - говорит Паркс. «Но есть огромное количество информации, которая разбросана по Сети».
Затем они посмотрели на ночные спутниковые снимки со спутников системы Operational Linescan, работающих на метеорологической спутниковой службе США. Парки говорят, что «разумно укоренилась в [академической] литературе», что ночной свет является хорошим показателем дохода домохозяйства - больше света означает, что семьи в этой области имеют больше денег.
Исследователи AidData измеряли изменения со временем, начиная с 2000 года и до 2013 года, в количестве света, видимого на определенном расстоянии от соединительной инфраструктуры Китая. Они обнаружили, что в более поздних изображениях свет был не просто сосредоточен в непосредственной близости от проектов, но также распространялся в провинциях и районах, где они были построены, а также между провинциями и районами. Это, говорят они, предполагает, что китайская соединительная инфраструктура распространяет экономический рост в крупных регионах.
https://www.npr.org/sections/goatsandsoda/2018/11/13/651834661/chinas-building-spree-in-poor-nations-does-it-really-help-the-local-economy