Китайцев привел в восторг наш «убийца авианосцев»
Владимир Тучков
Китайское интернет-издание «Феникс» опубликовало комплиментарную статью о современном состоянии российского гиперзвукового оружия и путях его совершенствования. Это следует уже из заголовка, который сочинили не в Москве, не в Генштабе российских Вооруженных сил, а в Пекине: «На вооружение России поступит „убийца авианосцев“, делающий ее мощной гиперзвуковой державой». И это при том, что у Народно-освободительной армии Китая тоже есть свой «убийца авианосцев» — единственная в мире баллистическая противокорабельная ракета. Но российская ракета «Циркон», а речь идет именно о ней, вне всякой конкуренции.
В статье говорится, что Россия не только владеет гиперзвуковыми технологиями, но уже имеет готовые изделия, серийной производство которых разворачивается. Это, прежде всего, планирующий боевой блок «Авангард» для межконтинентальных баллистических ракет. Он развивает скорость, превышающую двадцатикратную скорость звука — 20 М. Гиперзвуковая скорость, как известно, начинается с 5 М.
«Авангард» предназначен для оснащения им перспективной МБР «Сармат», испытания которой уже начались. Однако существует промежуточный вариант использования мощного гиперзвукового оружия. «Авангард», пока «Сармат» не будет принят на вооружение РВСН, будет устанавливаться на уже существующую ракету — на МБР УР-100Н УТТХ (по классификации НАТО — SS-19 «Стилет»).
Также необходимо сказать о гиперзвуковой ракете воздушного базирования «Кинжал», развивающей скорость в 10 М. Ее носителем является модернизированный истребитель-перехватчик МиГ-31. С декабря прошлого года, то есть уже почти год назад, «Кинжал» приступил к несению опытно-боевого дежурства в Южном военном округе. Гиперзвуковой ракетой оснащены 10 перехватчиков. А в марте этого года начались войсковые испытания.
Но авторов публикации более всего интересует противокорабельная ракета 3М22 «Циркон». Информация о ней поступает крайне дозированная в связи с особой секретностью проекта. Известна лишь приблизительная дальность ракеты — от 400 до 600 км. Вес боевой части предположительно 400 кг, как, впрочем, у большинства российских противокорабельных ракет. Заявленная скорость в 6 М уже была превзойдена в процессе испытаний на 2 М и составила 8 М. Ни фотографий, ни рем более роликов с испытаний ракеты никогда не попадало в открытый доступ.
Такая секретность вполне естественна. «Циркон» отличается от двух вышеприведенных гиперзвуковых летательных аппаратов тем, что на начальном участке полета его не разгоняют ни баллистическая ракета, ни скоростной истребитель-перехватчик. Эта ракета стартует из универсальной пусковой установки, которая, в частности, используется для запуска дозвуковых «Калибров».
При создании гиперзвукового оружия ученые и конструкторы сталкиваются со множеством инженерно-технических проблем, которые прежде никто не решал. Тут и создание жаропрочного корпуса с охлаждением электронных блоков, поскольку в полете ракета в атмосфере нагревается до сотен градусов. И организация связи ракеты с командным центром в условиях, когда полет осуществляется в облаке плазмы, которая не проводит радиоволны. И поиск возможностей точного наведения ракеты на цель, когда, казалось бы, плазма способна ослепить все существующие типы головок самонаведения.
Но, пожалуй, одна из основных проблем — создание работоспособного гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД). От ракетного двигателя, использующегося в космонавтике, он отличается тем, что в качестве окислителя в нем используется не жидкий кислород или нечто подобное, а атмосферный воздух, поступающий из воздухозаборника.
Схема ГПВРД проста — входная воронка засасывает воздух. Затем она сужается, что приводит к сжатию воздуха. Здесь же происходит подача топлива, которое сгорает. Образовавшиеся газы выбрасываются через вторую воронку, которая расширяется, играя роль сопла. Реактивная струя образует тягу, необходимую для полета на скоростях, превышающих 5 М.
Однако эта кажущаяся простота требует от конструкторов соблюдения нескольких трудно осуществимых условий. Например, температура набегающего из воздухозаборника воздуха, разогревающегося при возрастании скорости полета, не должна существенно превышать температуру горения топлива. Также необходимо поддерживать режим равномерного смешивания топлива с воздухом с высокой скоростью. Ну, а для того, чтобы ГПВРД начал работать, необходимо обеспечить подачу значительного количества воздуха в камеру сгорания, что достигается при разгоне летательного аппарата, в данном случае ракеты, до скорости, близкой к 3 М.
Проблемой ГПВРД уже не одно десятилетие занимаются как российские, а до этого советские конструкторы, так и американские. Но лишь в России получены конкретные результаты, которые привели к созданию принимающихся на вооружение гиперзвуковых ракет.
Ракету «Циркон» разработало расположенное в подмосковном Реутове НПО Машиностроения. Причем разработки начались не с нуля. В Советском Союзе имелся опыт создания опытных образцов гиперзвуковой ракеты Х-90 с ГПВРД, которую начли создавать в дубнинском МКБ «Радуга» в 70-е годы. Были получены определенные результаты — была достигнута скорость в 4 М. Работы следовало продолжать дальше, но в 1992 году «закончились деньги».
«Феникс» обращает внимание на то, что когда «Циркон» будет принят на вооружение, его не сможет перехватить ни одна система ПРО, как существующая, так и перспективная. Кстати, натовские «счетоводы» уже присвоили ракете свой натовский индекс — SS-N-33. Это означает, что к ракете уже относятся как к свершившемуся факту.
Британцы даже начали поговаривать о невероятно оригинальной стратегии сохранения собственных авианосцев — не приближаться к носителям «Цирконов» ближе, чем на 500 км.
Мы писали, воспользовавшись расчетами доктора военных наук, члена-корреспондента Российской академии ракетных и артиллерийских наук капитана первого ранга Константина Сивкова, что морская система ПРО «Иджис» может перехватить ракету воздушного базирования Х-32 с вероятностью 0,05−0,08. Но у этой ракеты максимальная скорость — 4,5 М. У «Циркона» почти вдвое больше. Так что результат атаки на натовские корабли, включая, казалось бы, прекрасно защищенные авианосцы, заранее предсказуем.
Не случайно Запад, не имея возможности защиты от гиперзвукового оружия и располагая весьма отдаленными перспективами создания его, пытается ввести на него юридические ограничения. В прошлом году на симпозиуме Стратегического командования вооруженных сил США всерьез обсуждался вопрос о том, что любые гиперзвуковые вооружения должны регулироваться международными нормами и правилами. Пока у самих дело не заладилось, американцы пытаются тормозить противников всеми доступными путями. В том числе и бюрократическим.
В США проводится целый ряд «исследовательских разработок» в области гиперзвукового вооружения. Ими занимаются такие гиганты как «Боинг», «Локхид Мартин» и агентство по перспективным военным исследованиям DARPA. Получение результатов ожидается ближе к середине следующего десятилетия. Однако создано будет не конкретное оружие, а «полуфабрикаты». Министерство ВВС США объявило о том, что создаются прототипы «для исследования возможности для дальнейших разработок и как можно более быстрого продвижения этих технологий к реализации». Так что к середине следующего десятилетия придется приплюсовать еще какое-то количество лет.
https://cont.ws/@contemplator/1125462