Пукирев (Василий Владимирович, 1818—1890) — живописец-жанрист, крестьянин по происхождению.
Получив первоначальное образование, поступил в ученье к одному неважному живописцу в Могилевской губернии, а затем, благодаря счастливой случайности, попал в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Занимаясь здесь живописью под главным руководством профессора С. Зарянка, вскоре выказал блестящие успехи в этой отрасли искусства. Избрав вначале специальностью портретную живопись, прислал в 1853 г. два образца своих работ в этом роде в академию художеств и получил за них звание неклассного художника.
За портретные же произведения была присуждена ему в 1860 г. степень академика. На академическую выставку 1863 г. была доставлена им картина «Неравный брак» (в московской Третьяковской галерее), своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинувшая художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. За нее академия наградила его званием профессора.
После этой картины П. выставлял еще другие: «Ревность женщины», «Несостоявшийся брак», «Приемная концессионера», «Дьячок, объясняющий картину Страшного Суда», «Размолвка», «Св. митрополит Филипп отказывает в благословении Иоанну Грозному» и пр.; однако, все эти картины значительно уступали в достоинстве «Неравному браку», а некоторые из них вышли даже очень посредственными.
Еще слабее были религиозные картины, писанные П. в конце его деятельности. В 1861—73 гг. П. служил преподавателем в московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Пукирев Василий Владимирович по происхождению был крепостным вдовы поручика Александры Васильевны Грековой, по имению ее в Рязанской губ., в Данковском уезде; в 1837 г. получил от нее отпускную, а впоследствии был приписан к Московскому мещанскому обществу.
Сперва П. рисовал самоучкою; затем (1-го апреля 1847 г.) поступил в Училище Живописи и Ваяния, добывая себе средства к жизни уроками и продажею своих работ. В 1850 г. он удостоен был от Академии Художеств звания "учителя рисования в гимназиях" и одобрения за рисунок с натуры; в 1853 г. — вторично удостоился одобрения за подобный рисунок, а в 1855 г. за два портрета с натуры, писанные им масляными красками, получил звание неклассного художника.
В 1858 г. бывший преподавателем в Училище Е. А. Васильев предложил Совету Московского Художественного Общества назначить ему в товарищи по преподаванию B. B. Пукирева, предлагая разделить с ним жалованье пополам; но, по-видимому, это не состоялось, и В. В. Пукирев только через три года (27-го сентября 1861 г.), по смерти Е. А. Васильева, поступил на его место младшим преподавателем, получив за год перед тем звание "академика по живописи исторической и портретной", за картину "Татьяна".
В 1863 г. П. написал лучшее свое произведение — "Неравный брак", за которое Академия, 27-го августа того же года, единогласно присудила ему звание "профессора живописи народных сцен".
При материальном содействии г. Борисовского, Пукирев два раза побывал за границею: в первый раз — с 19-го октября 1862 г. по 19-е января 1863 г., а второй раз — с 1-го мая по 1-е августа 1864 г.
Сильные приливы крови к голове заставили П. прекратить преподавательскую деятельность, и 31-го марта 1873 г. он вышел в отставку. Хотя после того он продолжал заниматься живописью, но работы его шли слабо и никакого успеха не имели, так что материальное положение художника дошло до крайности, и 3-го февраля 1884 г. он обратился с прошением на имя московского генерал-губернатора и председателя Совета Московского Художественного Общества, князя В. А. Долгорукова, в котором говорил: "Состоя на службе в Училище Живописи, Ваяния и Зодчества преподавателем двенадцать лет, я захворал... и вышел в отставку. Невзирая на мой страшный недуг, вышедши из Училища, я продолжал работать; теперь же силы мне положительно изменяют, по нездоровью не могу заниматься искусством, почему средств к существованию не имею. Я обращаюсь к вашему сиятельству, как к председателю Училища, гуманному покровителю искусства, прося ходатайствовать мне о пенсионе".
Но Совет Общества, куда князь В. А. Долгоруков направил это прошение, в заседании 16-го мая того же года, отказал художнику, который принужден был, после этого, существовать лишь на маленькую субсидию, выдававшуюся ему Обществом Любителей Художеств, в 1886—1889 гг., в размере от 300 руб. до 420 руб. Умер он в крайней бедности 1-го июня 1890 г.
Кроме упомянутых работ, нам известны еще следующие произведения П.:
— "Мальчик с собакой".
— "Мадонна", копия с Батони (1850 г.).
— "Прометей" (1852 г.).
— "Киевиявин", этюд с натуры (1854 г.).
— "Мальчик — разоритель гнезд" (1858 г.).
— "Девушка", этюд с натуры (1860 г.).
— Девять образов для церкви Св. Троицы, что в Грязях, в Москве, исполненных по заказу Е. В. Молчанова.
— Два образа для церкви в имении г-жи Нарышкиной (1860—1861 гг.).
— "Сбор Недоимок", приобретен К. Т. Солдатенковым.
— "Мастерская художника" (1863—1864 гг.), находится в галерее П. М. Третьякова.
— "Крещение еврея" (1869—1870 гг.), у Г. И. Хлудова.
— "Строение железной дороги") (1870—1871 гг.), исполнено по заказу г. Мейен.
— "Прием приданаго по росписи" (1870—1871 гг.), прибретено г. Щербаковым, а повторение находится в галерее П. М. Третьякова.
— "Филипп Митрополит и Иван Грозный в Успенском соборе", приобретено С. И. Костаревым.
— "Свидание", или "Размолвка", тоже.
—"Давыдкова", тоже. — "Потрава" (1870 г.), приобретено г. Щаповым.
— "Дьячок, объясняющий Страшный суд", тоже.
— "Ревность женщины" (1875—1876 гг.), приобретено С. И. Карзинкиным.
— "Прерванный, или Несостоявшийся брак", тоже.
— "Приемная концессионера", тоже.
— "Сиротка".
— "В день Благовещения" (1882—1883 гг.).
—"Иван Грозный в Молельне" (1884—1885 гг.).
— "Свет Тихий" (1886 г.).
Кроме того, им исполнены портреты:
— Предводителя Тверского дворянства г. Полторацкого, для местной гимназии (1860—1861 гг.).
— Калужского предводителя дворянства Ф. С. Щукина, по заказу дворянства, для Дворянского Собрания (1862—1863).
— Греческого монаха (1862—1863).
—Женский портрет.
—Портрет г. Борисовского.
— Г-жи Борисовской.
— Г. Креймер.
— Г. Протопопова.
— Портрет девушки, по заказу г. Варенцова (1863—1864).
— Г. Попандопуло (1869).
— Купца Строганова (1869—1870).
— Г-жи Гетлих.
— Императора Александра II, по заказу г. Мейен, для Комиссаровского Училища (1870—1871).
— Принца Петра Георгиевича Ольденбургского, туда же.
— Полковника Ильина.
— Генерала Казакова.
— Г. Полякова (1870—1873) и карандашный портрет П. М. Шмелькова, находящийся в Третьяковской галерее. Наконец, он нарисовал с натуры на камне портрет М. С. Щепкина, напечатанный в Литографии Каткова в 1857 г.
Сперва - разминка:
1. Это - картина Пукирева "Неравный брак" 1862 г. - самая знаменитая его картина, Холст, масло. 173 × 136,5 см, хранение - Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А это - две другие картины двух других русских художников. Какие картины, каких художникв - узнайте сами. Проблема в том, что в Ру/Инетах их часто "путают" - а люди смотрят и постят, и копируют, и кичатся своим невежеством.
Ну ладно. Это ещё понятно - композиции и темы очень схожи.
А теперь - самые известные (популярные в виртуальности) работы Пукирева:
ИЗО картин "Мальчик с собакой","Мадонна", копия с Батони (1850 г.), "Прометей" (1852 г.), "Киевиявин", этюд с натуры (1854 г.),"Девушка", этюд с натуры (1860 г.), "Крещение еврея" (1869—1870 гг.), "Филипп Митрополит и Иван Грозный в Успенском соборе", "Свидание", "Размолвка", "Давыдкова", "Потрава" (1870 г.), "Сиротка". — "В день Благовещения" (1882—1883 гг.), "Свет Тихий" (1886 г.) обнаружить в Ру/Инете не удалось.
Так что следующие поколения в массе свой, скорее всего, их уже не увидят.
https://cont.ws/@xarlamp/1123068