Русская принцесса итальянской моды
В Италии ее называли «принцессой». Она считалась самым элитным кутюрье страны. Ее имя стоит в истории мировой моды наряду с Ив Сеном-Лораном и Джанни Версаче, Джоном Гальяно и Карлом Лагерфельдом. А среди ее клиенток были Жаклин Кеннеди, Софи Лорен, Элизабет Тейлор. Речь об Ирине Борисовне Голицыной, основательнице модного дома Galitzine и представительнице древнего рода Голицыных.
Ирина Борисовна Голицына родилась в Тифлисе во время Гражданской войны, 22 июля 1918 года, в семье кадрового офицера царской армии Бориса Львовича Голицына и его жены — миниатюрной красавицы-грузинки Нины Лазаревой. Ее отец не принял революцию и сражался в Белой Армии под командованием Врангеля. Мать долгое время не имела о нем вестей. В то время она работала в госпитале сестрой милосердия. Чтобы спасти девочку от царящего голода, она кормила ее грудью до полутора лет.
Большую часть фамильных драгоценностей у матери отобрали, но кое-что удалось сохранить на черный день. В 1920 году мать вместе с маленькой Ириной была вынуждена бежать в Италию, при помощи итальянского консула Францони, старого друга семьи. В то время отец находился в лагере для военнопленных, о нем по-прежнему не имелось никаких известий.
В Италии мать Ирины, благодаря ее красоте, приглашали сниматься в кино, но она быстро поняла, что это не для нее. Блестяще владевшая французским, английским и итальянским, она начала преподавать уроки английского и французского, а также игры на фортепиано.
Девочка получала отличное образование, и наряду со множеством иностранных языков осваивала русский. Делала она это по учебнику грамматики начала века, читала русскую классику. В их доме, кроме того, постоянно гостили эмигранты-аристократы: князь Юсупов, Анна Павлова, дочь Льва Толстого Татьяна Сухотина. Голицына превосходно говорила по-русски. А кроме того, свободно владела английским, французским и итальянским.
После окончания школы девушка поступила в Римский университет — на факультет политических наук. Впрочем, наряду с обучением, она увлекалась искусством. В частности, поступила на курсы живописи.Тогда же, в 18 лет, она сшила свое первое платье. Получив приглашение на бал, девушка поняла, что идти ей не в чем, и решила изобрести наряд самостоятельно.
После окончания университета Ирина устроилась работать переводчицей фильмов с английского на итальянский. Девушка попала в яркий мир кино, познакомилась с известными итальянскими актерами. В будущем они станут ее клиентами…. Ведь тяга к «модельным» фантазиям не оставляла ее.
Свою же карьеру кутюрье Ирина начала с должности… простой швеи-мотористки. В начале 1940-х годов она устроилась работать в небольшое ателье на малоизвестных тогда сестер Фонтана, которые впоследствии широко прославились.
Однажды, выехав по делам конторы в Париж, Голицына познакомилась там с Кристианом Диором. Именно это знакомство подтолкнуло ее к самостоятельному плаванию — Ирина Борисовна открыла свое собственное ателье.
Первая авторская коллекция Голицыной — «Альта мода» — появилась в 1959 году. По словам автора, «в ней был воплощен приветливый и шутливый характер темпераментных итальянцев». За эту коллекцию кутюрье получила звание «Модельер года» и американскую премию.
А в газете «The New York Times» написали: «Родилась новая звезда».
Следующая коллекция Голицыной 1963 года — «Golitzine» — произвела еще больший фурор в мире моды. Далеко не все желающие смогли попасть на показ.
С тех пор у кутюрье стали одеваться Лиз Тейлор и Жаклин Кеннеди, Софи Лорен и Клаудиа Кардинале, Мария Калласс и Моника Витти, Грета Гарбо и Майя Плисецкая… Причем отношения зачастую перерастали в дружбу. Со многими из них отношения перерастали из деловых в дружеские. Среди близких друзей Голицыной были Онассисы, семьи Форд и Кеннеди.
Критики говорили, что ее модели воплощают в себе классическую элегантность и истинный дух аристократизма. Всему этому способствовали и любимые Голицыной винные оттенки и цвет бордо, смелое смешение русских, итальянских и кавказских мотивов. Но, тем не менее, несмотря на тягу к аристократизму, ее модели оставались практичными и удобными. Она привнесла также некоторые нововведения в структуру показов, начиная демонстрацию с купальников и халатов.
Долгое время Голицына не желала возвращаться в Россию, хоть и называла себя «русской на 500 процентов». «Я не желала возвращаться туда обычной туристкой и не представляла себя в какой-нибудь гостинице, приехавшей с одной из иностранных групп, — говорила она. — Я ожидала, что русские направят мне официальное приглашение не как частному лицу, а в признание моих заслуг, которых удалось достичь за многие годы». Такое приглашение последовало лишь в 1988 году, после начала перестройки. С тех пор Ирэн начала часто приезжать в нашу страну, в 1991 году участвовала в петербургском телемарафоне, организованном ЮНЕСКО, в 1992 — побывала на открытии выставки итальянского дизайна и прочитала лекцию о моде в МГУ. А в 1996 году на Пушкинской площади открылся бутик от Дома моды Galitzine.
Еще 5 лет спустя княгиня приехала на презентацию книги своих воспоминаний «Из России в Россию». На ней она сказала: «За всю жизнь я провела в России лишь два первых года свой жизни, но, приехав сюда, я почувствовала, что наконец-то нашла свой дом».
Она прожила долгую жизнь и скончалась в 20 октября 2006 году в Риме, на 90-м году жизни. Голицыну похоронили на католическом кладбище Testaccio в Риме.
Екатерина Щеглова
https://cont.ws/@fkmrf123/1102446