(5 октября 1961 — 5 июня 1997)
Ее красота не была вызывающей, скорее таинственной и неземной, ее талант удивлял неординарностью, глубиной переживаний и тонкостью самовыражения. Ее обожали коллеги, немного побаивались режиссеры, ее боготворили мужчины, и лишь один из них имел счастье раствориться в ее любви. Она самозабвенно любила жизнь, а та царским жестом одаривала ее поистине бесценными подарками. Но ошибки случаются и в небесной канцелярии — однажды ее Величество Смерть вытянула карту с ее именем, именем Ирины Метлицкой.
Ирина росла целеустремленной и спокойной девочкой и училась в физико-математической спецшколе. Однажды ее в класс заглянул режиссёр Игорь Добролюбов и, увидев высокую школьницу с грустными глазами, пригласил её на съёмки фильма «Расписание на послезавтра». Ирина Метлицкая позже рассказывала в интервью: «Закончила спецшколу в Минске, физико-математическую. Поступила в университет, училась год. Родители хотели, чтобы я была физиком. Я проучилась год, параллельно готовилась в театральный, потому что в 10-м классе я снималась в своем первом фильме «Расписание на послезавтра». Я сбегала с уроков и пропадала на съемках — потому что там Даль, Терехова были… И я так заболела кинематографом».
Эта небольшая роль перевернула всю Ирину жизнь и, даже поступив в 1978 году в минский университет на физический факультет, Ирина не оставляла мечту стать актрисой, и через год, забрав документы, уехала в Москву. В Щукинское училище Ирина поступила сразу.
За отличную учебу Ира получала повышенную стипендию, и уже на четвертом курсе была принята в труппу театра «Современник». Ее героини поражали сочетанием жесткого начала и жертвенной сущности. Такова была ее Ольга из фильма «Палач» — мстя за разрушенную любовь, журналистка разряжает в подонка охотничье ружье. Такова была Анна, героиня драмы «Роман «alla russa», лишившая себя права на личное счастье из сострадания к изувеченному человеку. Такова была и княгиня Верховская из исторической драмы «Черная вуаль» — светская львица, ставшая сестрой милосердия в военном госпитале. Такой могла стать ее Анна Каренина — Сергей Соловьев только Ирине прочил эту роль, но сначала на фильм не нашли денег, а потом было уже поздно. Героини Метлицкой были очень разные, но их объединяло одно — они знали подлинную цену любви и умели любить.
Сережа — это муж актрисы, актер и режиссер Сергей Газаров. Они познакомились с Ириной, когда она только-только пришла в театр, и четырнадцать лет прожили вместе, родив двух сыновей.
Их брак был красив и гармоничен, несмотря на кажущиеся значительные различия. Вскоре у них родился сын Никита, а спустя два года — Петр.
Олег Табаков, увидев Иру, был очарован: «Она появилась на сцене и ушла, а у меня осталось впечатление, что я атом солнца проглотил».
За Ириной ухаживали мужчины, но она к этому относилась с вежливой холодностью. Она любила только своего Сережу, который страшно ее ревновал к партнерам по сцене, случайным прохожим, которые бросали на нее восхищенные взгляды, и при желании находил ее в любом конце земного шара.
Когда молодая, красивая и блистательная Метлицкая в 1995 году вышла на сцену в качестве ведущей Московского кинофестиваля, никому и в голову не приходило, что врачи ей поставили страшный диагноз «острый лейкоз» (рак крови). До последнего момента только самые близкие знали, что Ира смертельно больна – и ее внезапная смерть удивила многих.
Актриса перенесла две операции: Газаров находил лучших европейских онкологов, возил жену в Париж.
Ирина Метлицкая умерла 5 июня 1997 года, не дожив ровно 4 месяца до своего 36-летия.
Она могла сыграть героинь Бунина, Тургенева, Чехова, Толстого. Но… просто не успела.
Ирина Метлицкая была похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.
https://cont.ws/@fkmrf123/1097441