5 ноября 1913 года родилась Вивьен Ли.
В разные времена женщины любят в мужчинах разное. В юности Вивиен Ли полюбила своего избранника за ум. В молодости влюбилась в талант. В зрелости оценила благородство и самоотверженность.
Первая любовь
Герберта Ли Холмана вряд ли можно было назвать красавцем – знакомых он очаровывал своим умом, аристократическими манерами и тактом. 32-летнему респектабельному лондонскому адвокату не пришлось прилагать много усилий, чтобы произвести впечатление на 18-летнюю мисс Вивиен Хартли.
Весной 1932 года он сделал ей предложение, и она это предложение приняла. У Вивиен было много поклонников – она их отвергла. Мать была против, она считала, что дочь приняла увлечение за первую любовь. Дочь убеждала мать, что сердце ошибиться не может.
Выбор пути
Семейная жизнь не сложилась с первых же дней. Холман целыми днями пропадал адвокатской конторе – чтобы жить так, как жили люди его круга, нужно было много работать. Вивиен маялась от безделья и мечтала продолжить театральное образование. Холман был против. Рождение дочери Сюзанны не принесло мира в дом. 20-летняя Вивиан осознала, что она не созрела для семейной жизни.
Но винить в том, что семейная жизнь не удалась, было некого, кроме самой себя. Она стояла перед выбором – остаться домашней хозяйкой или стать актрисой. В первом случае означало загубить свой дар, но исполнить долг перед мужем и дочерью. Во втором – осуществить свое предназначение и отказаться от семейной жизни. Во всяком случае с Холманом. Выбор был мучителен и труден. Она выбрала первое.
Рождение звезды
15 мая 1935 года в театре «Амбассадор» давали премьеру нашумевшей пьесы Эшли Дюкса «Маска добродетели». Сюжет пьесы был прост – маркиз д`Арси, оставив любовницу, некую даму де`Поммери, ищет добродетельную жену. Оскорбленная любовница мстит маркизу чисто женским способом. Она способствует его женитьбе на шлюхе Анриетт Дюкеснуа, которая выдает себя за непорочную девушку.
Вивиен, знавшая в жизни одного мужчину – своего мужа, в театре с блеском сыграла уличную женщину и покорила своей игрой взыскательную лондонскую публику. На следующее утро она проснулась знаменитой. Все газеты заговорили о рождении новой театральной звезды.
«Огонь над Англией»
В начале 30 годов кумиром лондонской публики был Лоренс Оливье. Он потрясал зрителей своей игрой, мощью таланта и темпераментом. Вивиен увидела в нем силу, мужество и динамизм. То, чего не хватало флегматичному Холману. И влюбилась в Лоренса мгновенно и бесповоротно.
В 1936 году вместе с Оливье она снялась в фильме Александра Корды «Огонь над Англией». За три месяца съемок обоюдная симпатия превратилась в чувство. Вивиен и Лоуренс практически не расставались. Искра высекла огонь, огонь пронесся над Англией и зажег сердца Ларри и Вивиен.
Они решили быть вместе, но обстоятельства были против них. Они боролись и с собой, и с обстоятельствами. Побороть себя, свою любовь друг к другу было невозможно. Обстоятельства можно было победить.
У Вивиен была маленькая дочь. У Лоренса недавно родился сын. Против них были религия, общественное мнение, ее муж и его жена. Они преодолели все, что стояло на пути их любви. Пройдет четыре года, пока влюбленные станут официальными мужем и женой. За это время к обоим придет мировая слава. Лоренс покорит зрителей своим «Гамлетом», Вивиен – своей Скарлетт в «Унесенных ветром».
Любовь или смерть
После «Гамлета» Лоренс стал центром ее мироздания. Вивиен, как и ее героини, не знала середины – надежда или отчаяние, любовь или смерть. Она жила и дышала любовью.
Она мечтала об идеальной любви, любви, способной противостоять всем ударам судьбы в этом мире, любви, способной защитить от пошлости, зависти, клеветы. Она верила, что такая любовь существует, во всяком случае, такую любовь она испытывала к Лоренсу.
Они жили друг другом, они жили друг для друга.
На грани отчаяния
Ее жизнью стала любовь к Ларри. Это и погубило ее. Она думала, что это навсегда, и ошиблась. В этом мире постоянна только смерть. В 1945 у нее обнаружили туберкулез. Врачи рекомендовали оставить сцену. Она отказалась. Через десять лет у нее началась маниакальная депрессия, до безумия оставался один шаг. Оливье был на грани отчаянья. Ее болезнь испугала его. Воду на мельницу лили некоторые из окружения Оливье – гений и безумная женщина несовместимы. Он не выдержал совместного существования с Вивиен, хотя приступы перестали мучить ее. Совместная жизнь разладилась. Они все больше и больше отдалялись друг от друга.
Нельзя бороться за любовь
Прошлое держало обоих в тисках до 1957 года. Он первым перечеркнул его, когда понял, что увлечение Д. Плоурайт не просто увлечение, а новая любовь. Когда Вивиен узнала об этом, она не предприняла ни одного шага, который может предпринять обычная женщина. Она не хотела бороться за Лоренса, потому что считала, что нельзя бороться за любовь – она или есть, или нет. Другого не бывает. Это был крах. Крах всего – не только любви, но и жизни, целиком посвященной одному человеку.
Актриса и женщина
Зимой 1960-го лондонский суд развел знаменитую на всю Англию звездную пару. Вивиен не смогла сдержать слез. Она считала виноватой себя и не жаловалась на судьбу.
Все произошедшее для нее было больше, чем ударом, – это было крушение. Крушение налаженной жизни, крушение налаженного быта и осмысленного бытия, всего, ради чего можно и нужно было жить. Но она сумела взять себя в руки. Потому что понимала – если она этого не сделает, то на ее судьбе актрисы можно поставить крест. После потери мужа она не могла потерять профессию. Актриса победила в ней оскорбленную женщину.
Ответственность за судьбу
В эти трудные часы и дни ее поддерживал американский актер Джон Мерривейл. Он был давно и безнадежно влюблен в Вивиен. Он знал и о ее болезни, и о том, что связывало ее с Оливье, и о ее желании остаться на сцене. Он прекрасно понимал, что ему не суждено вытеснить из сердца любимой женщины Лоренса Оливье, он понимал даже больше – Лоренса Оливье мог заменить только сам Лоренс Оливье, но его чувство к Вивиен было таково, что он смирился с этим ужасным знанием и взял ответственность за судьбу любимой женщины на себя. Она оценила этот благородный жест, но все осталось по-прежнему: Ларри был Ларри, Мерривейл всего лишь Мерривейлом.
Финал
В июне 1967 она должна была репетировать в пьесе Э. Олби «Деликатный баланс». Но в мае вспышка туберкулеза свалила Вивиен с ног. В первых числах июля ей полегчало. 10-го поздно вечером после спектакля вернулся Джо. Он был на кухне, когда услышал странный глухой звук. Бросившись в спальню, Джо увидел Вивиен, лежавшую на полу у кровати. Под кроватью жалобно мяукал ее любимый сиамский кот Пу-Джонс. Ей было 54 года.
Последняя встреча
Последняя встреча Лоренса Оливье и Вивьен Ли состоялась на следующий день после ее смерти. Вивиен это уже было не важно, Лоуренсу это было нужно. Многие годы избегавший встреч со своей бывшей женой, старый актер пришел на Итон-сквер, чтобы навсегда проститься с той, которая беззаветно любила его многие годы.
https://cont.ws/@fkmrf123/1122443